Алматы, нередко называемая неофициальной столицей Казахстана, выделяется как главный центр экономической и профессиональной активности в стране. Этот статус обусловлен не только структурой экономики, но и тем, что город является местом сосредоточения значительного числа рабочих мест. Однако, этот впечатляющий статус сопровождается негативными аспектами, такими как проблемы с транспортным движением и множеством автомобилей на дорогах. Согласно сведениям, предоставленных городским акиматом, в Алматы ежедневно заезжает около 700 000 автомобилей. С учетом, что в самом городе регулярно передвигаются около 400 000 автомобилей, ежедневно на улицах города передвигаются коло 1,1 миллиона автомобилей.
Город, будучи центром экономической активности, привлекает множество людей, и неудивительно, что пробки становятся серьезной проблемой. Рост числа рабочих мест и, как следствие, автотранспорта, приводит к перегруженности дорожной инфраструктуры. Многие горожане ежедневно сталкиваются с необходимостью справляться с многокилометровыми очередями и временными задержками в попытке добраться до места работы или обратно домой.
Проблемы с транспортным движением не только утомительны для горожан, но и оказывают отрицательное воздействие на экологию города из-за повышенных выбросов вредных веществ в атмосферу. Большое количество автомобилей на дорогах также увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий, что создает дополнительные вызовы для безопасности дорожного движения. В дополнение к проблемам транспортного движения в Алматы следует обратить внимание на серьезные трудности, связанные с парковками. С увеличением числа рабочих мест в городе растет и потребность в парковочных местах, что создает дополнительные вызовы для инфраструктуры.
Дневные часы становятся особенно сложными для водителей, так как все стремятся найти доступное место для парковки в условиях ограниченной парковочной инфраструктуры. Недостаточное количество парковочных мест приводит к тому, что даже те, кто пользуется собственными автомобилями, вынуждены тратить драгоценное время на поиски места для стоянки, что дополнительно усиливает проблему перегруженности дорог.
Нехватка парковочных мест также стимулирует неправильное парковочное поведение, что приводит к образованию «диких» парковок в непредназначенных для этого местах. Это создает хаос на дорогах и тротуарах, ухудшая не только общую проблему транспортного движения, но и безопасность пешеходов.
Компания «A-Parking», ранее администрировавшая платные парковки в Алматы, прекратила свою деятельность с 15 июля 2023 года. Однако, важно отметить, что оплата за стоянку на территории тротуарных парковок, ранее в управлении «A-Parking», на данный момент не взымается. Управлением городской мобильности Алматы уже завершаются процедуры по созданию нового единого оператора «Алматы паркинг».
В последние несколько месяцев город Алматы переживает значительные изменения в управлении парковками. Согласно последнему заявлению акимата, все парковки в городе возвращены в собственность города, и создан единый оператор — коммунальное госпредприятие на праве хозяйственного ведения «Алматы паркинг» (далее – КГП на ПХВ «Алматы паркинг»). Этот шаг стал частью крупной реформы системы парковок в городе. Развитие событий происходит в Медеуском районе Алматы, где часть парковочных зон стала платными. В данный момент цена за один час парковки составляет 100 тенге.
КГП на ПХВ «Алматы паркинг» совместно с районными акиматами продолжает выявлять наиболее загруженные улицы и определять места для установки платных парковок. Парковки будут подразделяться на зоны, с разной стоимостью парковки. Ближе к историческому центру города тарифы будут выше. Однако, важно отметить, что шлагбаумы с площадочных парковок уберут.
В ответ на растущие вызовы, связанные с управлением транспортным потоком и парковочными местами, акимат города Алматы выступил с инициативой создания транспортных узлов и пересадочных зон. Эта стратегия направлена на активное снижение зависимости горожан от личных автомобилей и стимулирование использования общественного транспорта.
Также важным аспектом ожиданий жителей является внимание к экологическим аспектам развития города. Увеличение количества парков и зеленых зон способствует не только решению вопросов парковки, но и создает экологически благоприятную среду. В свете глобальных проблем изменения климата и ухудшения экологии, жители выражают интерес к тому, чтобы градостроительство было направлено на создание устойчивой и зеленой городской среды.
Таким образом, будущее управление градостроительства Алматы становится объектом внимания и надежд со стороны горожан. Расширение парковочных зон, оптимизация транспортного потока и учёт экологических аспектов – все эти меры могут способствовать созданию более устойчивого и комфортного городского пространства, соответствующего потребностям современного общества.